Кроссовки из водорослей, графеновые куртки и футболки, которые не нужно стирать, – примерно так будет выглядеть наш гардероб через 5-10 лет. Сегодня текстильная промышленность поглощает колоссальные ресурсы и производит тонны микропластика. Но новые технологии обещают спасти планету, остановить перепотребление, а заодно сделать жизнь немного легче. Выбрали пять главных трендов, которые изменят индустрию в ближайшем будущем.
Апсайклинг и ре-коммерс
Диван Balenciaga, набитый б/у одеждой, или гибридные аксессуары от мастера апсайклинга Николь Маклафлин, на первый взгляд, кажутся шуткой – виральным порождением культуры мемов. Но за ними стоит глобальный тренд на бесконечную циркуляцию отживших вещей.
Такие гиганты, как ASOS, H&M и Zara, давно используют переработанные материалы. Они шьют коллекции из винтажных тканей, обрезков текстиля и б/у футболок. Часто бренды принимают старую одежду на переработку: вещи, которые уже нельзя привести в порядок, разрезают на лоскуты и превращают в ветошь, остальное продают в секонд-хендах.
Вторичный рынок с каждым годом разрастается: появляются приложения для перепродажи вещей, своп-вечеринки для обмена одеждой и сервисы аренды люксовых продуктов.
Например, Patagonia в ноябре открыла собственный поп-ап секонд-хенд. Компания покупает ношенные вещи и обновляет их – то есть действует так же, как Apple, когда продает восстановленные айфоны.
Из б/у одежды, которая не подлежит ремонту, Patagonia шьет новые модели – из лоскутов тканей делают рюкзаки, жилеты и футболки.
Таких проектов становится все больше, даже на родине fast-fashion – в Китае, где растет средний класс, а с ним и объемы потребления.
Шанхайский бренд UseDem шьет рюкзаки из б/у джинсов, а H&M запустила в стране акцию по сбору одежды через WeChat.
Приводить в порядок старые вещи становится проще. Например, компания Renewal Workshop сдает в аренду специальные машины для очистки тканей без использования воды.
Апсайклинг практикуют уже несколько десятилетий, но его эффективность пока под вопросом. Только в Китае ежегодно выбрасывают 26 млн тонн текстиля, а отжившие ткани покрывают 5% площади всех свалок в мире.
Мода на zero-waste заставляет людей более осознанно распоряжаться вещами, а хайп вокруг апсайклинга делает б/у предметы более привлекательными. Так что есть шанс, что скоро мы подумаем дважды, прежде чем отправить старый свитшот в мусорное ведро. А главное, будем знать, куда пристроить ненужное и как найти ему применение.
Антипластик
Сегодня вы пьете баббл-ти из пластикового стакана, а завтра его перерабатывают в леггинсы или кроссовки: так должна работать экономика замкнутого цикла в идеального мире.
В реальности все намного сложнее. Да, переработанных материалов становится больше с каждым годом. В Китае, откуда приходит большинство текстильных трендов, уже производят recycled полиэстер, нейлон и хлопок, и их качество постепенно улучшается. Если посмотреть на стенды текстильных фабрик на Кантонской ярмарке в Гуанчжоу, из 9000 компаний почти каждая делает ткани из переработанных материалов.
Стенды китайских фабрик тканей на Кантонской ярмарке в Гуанчжоу
Самое популярное сырье – пластиковые бутылки из ПЭТ. В процессе переработки материал превращают в рПЭТ, из которого получают пластиковые хлопья, а из них уже делают волокна.
Из б/у пластика получаются чемоданы, кроссовки, спортивная экипировка и белье. Adidas планирует выпустить 11 млн пар кроссовок, сшитых с использованием пластика, собранного в океане, а к 2024 году обещает полностью перейти на переработанный полиэстер.
Но в перспективе переработанные материалы вряд ли порадуют Грету Тунберг и других активистов. Во-первых, они токсичны в производстве, а во-вторых, они стимулируют перепотребление. Масс-маркет брендам выгодно работать с «эко-полиэстером», потому что так дешевле.
В результате спрос на пластик только растет, что не идет на пользу окружающей среде.
К тому же recycled-материалы недолговечны – «экологичные» футболки из H&M рвутся после нескольких стирок. Их не отдашь в секонд-хенд и даже не используешь в качестве ветоши, настолько плохое у материала качество.
С хлопком тоже все сложно – даже органический коттон потребляет колоссальные ресурсы, особенно если получать его в промышленных масштабах. Но и тут на помощь приходят технологии. Компания Renewcell придумала, как извлекать подобие хлопка – «циркулозу» – из ношеных хлопковых вещей. После нескольких этапов обработки получается создавать имитации хлопка и шелка, расходуя минимум ресурсов.
Есть надежда, что индустрию спасут растительные аналоги. Например, бренд Vollebak разработал футболку из волокна на основе эвкалипта, ели и березы с принтом из водорослей. В природной среде вещь за 12 недель превращается в компост.
Из водорослей уже делает кроссовки канадский бренд Native, а Канье Уэст собирается открыть собственную гидропонную водорослевую ферму в Вайоминге, чтобы получать материал для новых моделей Yeezy. В 2020 Reebok выпустит первые на 100% растительные кроссовки из водорослей, эвкалипта, каучука и касторового масла.
Дизайнеры также экспериментируют с грибным мицелием и растительным коллагеном, создавая альтернативу натуральной коже.
Получается, что технологии уже существуют – осталось их масштабировать и наладить серийное производство. Видимо, первыми это сделают спортивные бренды: Reebok, Nike и Adidas. Так что в 2020-е мы точно побегаем в кроссовках из водорослей.
Климатическая броня
Новые технологии первыми начинают использовать дизайнеры верхней одежды. Графеновые покрытия, микрокапсулы, водостойкие мембраны разрабатывают в лабораториях по всему миру (часто в Японии или Южной Корее), а потом масштабируют в Китае. Именно здесь шьет коллекции большинство outwear- и techwear-брендов.
На Кантонской ярмарке уже можно встретить аэрогелевые куртки на основе графена: они хорошо сохраняют тепло даже в экстремальных погодных условиях, но при этом не выглядят громоздкими. Причем такие продукты уже становятся массовыми. Например, компания Fujian Fashion Flying Garments продает свои хайтек-куртки на Alibaba – или шьет вещи на заказ.
Фабрика быстро подхватывает тренды: она уже производит парки с электропроводностью и использует тайвек – патентованный материал от DuPont, который выглядит как бумага, но функционирует как прочная ткань.
Впрочем, модные материалы, окруженные хайпом, не всегда приводят к революции. Например, графеновая прослойка в куртках пока уступает многим другим утеплителям. Разработчики утверждают, что технология творит чудеса теплорегуляции – в графеновой одежде не бывает слишком жарко или слишком холодно, она хорошо «дышит», а еще защищает от бактерий и даже от комаров. Но стоят такие продукты дорого, а масс-маркет модели используют графен только ради привлечения внимания.
Бренды признают, что пока графеновые куртки – это научный эксперимент, который все еще продолжается. Но это не мешает им продавать экспериментальные модели за $300-700.
Компания Vollebak, которая разрабатывает графеновую куртку, также создала неубиваемый пуховик. Он сшит из сверхпрочного волокна Dyneema. Материал на основе высокомолекулярного полиэтилена по прочности в 15 раз превосходит сталь.
Если сшить из него бронежилет, то он сохранит целостность даже после очереди из автомата Калашникова.
Его невозможно разрезать ножом и вспороть при падении с высоты. Даже если вы будете бежать по лесу, продираясь через ветви деревьев, а потом взбираться по скалам, – пуховику ничего не будет. Более того, он сохраняет тепло при -40°C и от холода становится только прочнее.
В качестве утеплителя Vollebak использовали синтетический материал из переработанных пластиковых бутылок.
Утеплители – еще одно пространство для экспериментов. Американская компания Pangaia, которая работает в «жанре» хайтек-натурализм, недавно выпустила капсульную коллекцию пуховиков FLWRDWN. Вместо пуха дизайнеры использовали высушенные полевые цветы. На создание технологии Pangaia потратила 10 лет.
Впрочем, больше всего времени и денег в исследования и разработки вкладывают outerwear-гиганты, например, North Face и Canada Goose. Американская компания потратила три года на разработку «дышащей» технологии Futurelight, а Canada Goose годами консультировалась с учеными, чтобы создать сверхпрочную куртку для полярников.
Но технологии умной терморегуляции скоро понадобятся и обычным горожанам. Под влиянием климатических изменений температуры становятся более экстремальными – летом наступает аномальная жара, зимой приходят неожиданные морозы и затяжные снегопады.
Загрязнения воздуха, особенно в период лесных пожаров, и затопления порождают новые линейки продуктов: от носимых кондиционеров до смарт-респираторов и даже одноместных надувных плотов. Так что в следующее десятилетие, в условиях климатического кризиса, точно стоит ждать постапокалиптический techwear.
Hardware streetwear
Недавно Google возродила свой проект Jacquard – теперь она выпускает не только куртки, но и рюкзаки со встроенными тач-панелями для управления смартфоном. Таких продуктов становится все больше, причем они выходят за рамки techwear-индустрии. Например, американский бренд B’zT’ продает недорогие нашивки для детской одежды, с помощью которых можно отслеживать местоположение ребенка.
Выпускать умные ткани становится все проще, особенно если использовать дешевые NFC-чипы или RFID-метки. В то же время появляется и анти-RFID защита, встроенная в карманы курток и брюк. Вшитый блокатор защищает банковские карты и платежные системы на смартфоне от взлома.
В 2020-е станет больше продуктов с защитой от технологий, в том числе для цифрового детокса. Это касается и очков, которые защищают от синего излучения экранов, и кейсов, которые блокируют любые мобильные сигналы.
Защищаться придется и от систем с распознаванием лиц. Для этого дизайнеры шьют одежду со сложными паттернами и придумывают аксессуары, которые сбивают с толку алгоритмы.
Кастомизированный комфорт
Пока 3D-печать не оправдала своих ожиданий, кастомизировать одежду и обувь приходится старыми методами: выпускать модели-трансформеры и встраивать фурнитуру для регулирования размеров.
Например, стартап Laws of Motion придумал платье Alpha, которое адаптируется к любому размеру – одна вещь подходит для 99 разных вариаций параметров. Другой пример – бренд Qcut, который шьет джинсы по индивидуальным меркам, выбирая одно из 400 лекал.
Бренды кроссовок тоже экспериментируют с индивидуальным подбором размера – например, в Nike для этого используют приемы генеративного дизайна. Алгоритм изучает параметры спортсмена и помогает проектировать идеальную пару обуви с учетом персональных данных.
Простые вещи, которые хорошо сидят, скоро станут новой нормой. Тактику fast-fashion будут критиковать все чаще, а с чрезмерным потреблением придется бороться даже масс-маркет компаниям. На этой волне появится больше «коробочных» сервисов, которые доставляют кастомизированные вещи по подписке с учетом сезона и образа жизни.
Ухаживать за вещами тоже станет проще. Сразу несколько брендов работают над одеждой, которую не нужно часто стирать. Футболки от Unbound Merino из шерсти мериноса можно носить несколько недель подряд. Бренд Pangaia пропитывает вещи маслом перечной мяты – так одежда дольше сохраняет свежесть.
Дизайнер Стелле МакКартни советует реже стирать вещи – например, костюмы можно не сдавать в химчистку и не относить в прачечную годами. А глава Levi’s Крис Берг утверждает, что не стирал любимые джинсы 10 лет.
Так производители проявляют заботу о клиентах, но в то же время беспокоятся об экологии.
Среднестатистический человек расходует на стирку порядка 17% от всей используемой воды, при этом 90% вещей на самом деле не нуждаются в стирке.
Поскольку в машинку попадают синтетические ткани, каждый цикл стирки генерирует микропластик, который попадает в океан и движется дальше по цепочке, загрязняя окружающую среду и даже продукты питания.
Пока марки одежды ищут способы производить без вреда для планеты, digital-дизайнеры предлагают вообще отказаться от материального потребления.
Зачем шить одежду, изобретать лекала и нанимать моделей, если можно тестировать новые коллекции на цифровых инфлюэнсерах?
Всего €30 и цифровой портной подгонит новое пальто под вашу фотографию – и никакого микропластика, одноразовых трендов и тонн отходов.
В виртуальной среде не так важно, в каких кроссовках ты выходишь из дома. Важнее то, как ты выглядишь в сториз и во что одет твой аватар в игре. Не зря игроки в Fortnite спускают миллионы на скины, а маски в Instagram стали прибыльным бизнесом. Даже гигант Louis Vuitton осваивает новую нишу и проектирует виртуальную одежду для игры League of Legends.
Отличную систему недавно представил лондонский магазин Hot Second. Компания предлагает обменять реальную вещь на цифровую, подогнанную под виртуальные параметры.
Насколько жизнеспособна такая бизнес-модель, станет понятно в будущем. А пока дизайнеры осваивают новые навыки – от 3D-моделирования и AR-разработки до генной инженерии и материаловедения.